Гоп куме, не журыся — в Махна гроші завелыся. Обнаружены реальные сокровища Батьки Махно!

На протяжении последних 80 лет на Луганщине бродят слухи о зарытых в этих местах сокровищах атамана Махно. Жители г. Старобельска Луганской области до сих пор уверены, что именно в их городе легендарный батька Махно оставил казну своей армии. Более подробно о сокровищах батьки Махно можно ознакомиться на сайте http://www.makhno.ru в статье «Мы знаем, где сокровища батьки Махно». Этого же мнения придерживается и историк, директор Гуляйпольского краеведческого музея Любовь Геньба, утверждая в статье «Клады Нестора Махно на территории Украины» что: «Убегая за границу, Махно планировал вернуться на Украину и восстановить свою армию, именно поэтому решил оставить часть драгоценностей, которые, по преданиям, закопал в лесах под соседним с Гуляйполем городком Старобельск, что в Луганской области». Однако сегодня антиквар расскажет об обнаруженных реальных сокровищах Батьки Махно.

В том, что огромная казна у атамана Махно была — сомнений никаких не вызывает. Есть исторически подтвержденный факт, что подручный Махно, Атаман Григорьев, ограбил Одесский государственный банк. Из этого Батьке досталось 124 кг. золота в слитках, 238 пудов серебра и около полтора миллиона рублей золотыми монетами царской чеканки.
Проблема поиска кладов Батьки Махно заключалась в том, что все искали золото и драгоценности. Все были поглощены мифом что самыми ценными в казне были, естественно, «экспроприированные» золотые и серебряные монеты, ювелирные украшения. Именно они, по преданиям, до сих пор покоятся где-то в подземных ходах Старобельска, потому что город Махно покидал поспешно, а значит налегке.

Антиквар же искал совсем другое…

Помните ставшее уже крылатым выражение о деньгах казначея Нестора Махно Чередника из советского кинофильма «Свадьба в Малиновке»: «берите кум, берите, я себе еще нарисую»!
В вышеупомянутой статье о сокровищах Батьки Махно авторы пишут: «В то время в Украине находилось в обращении около 30 видов «бумажных» денег. Собственные кредитные билеты выпускал и сам Махно. На них было напечатано: «Обеспечивается головой того, кто отказывается их принимать». Однако даже такое суровое предостережение не помогло — банкноты Махно, как и многие другие, моментально обесценились и исчезли из обращения».
Звучит красиво, но так ли выглядели деньги 1-й революционной повстанческой армии?
Обратимся к авторитетному каталогу П.Ф. Рябченко и В.И.Бутко «Полный каталог бумажных дензнаков и бон России, СССР, стран СНГ (1769-1999)». Так вот, во втором томе «Боны Украины» на страницах 54-55 посвященных бонам Гуляй-Поле Екатеринославской Губернии мы видим фото настоящих денежных знаков Революционной повстанческой армии Махно:

Как видите никаких надписей об обеспечении головой на бонах нет. Видно авторы этой статьи сами боны и в глаза не видели! А единственная правда в этом сообщении — то, что банкноты быстро исчезли из обращения. Однако куда?
Каково же было мое удивление, когда один из жителей г. Старобельска (пожелавший остаться неизвестным) принес одному из антикваров г. Луганска целую стопку купюр армии Батьки Махно.
Всего казначейством армии Махно было выпущено 4 номинала: 10 рублей, 30 рублей, 50 рублей и 250 рублей.
Как вы увидите на фото ниже — изобретением новых номиналов казначейство не изощрялось. На обычных купюрах царской власти были нанесены надпечатки увеличивающие старый номинал в 10 раз!
Прекрасный образец инфляции для современного украинского правительства, но мы сегодня не об этом.
Итак номинал в 10 рублей единственный имел портрет самого Нестора Махно:

Номинал в 30 рублей был выполнен на купюре в 3 рубля царской России.

Аналогично была выполнена купюра в 50 рублей:

Однако шедевром творчества казначея первой революционной повстанческой армии является надпечатка на боне временного правительства номиналом в 250 рублей:

Почему же антиквар говорит о находке этих потрепанных бумажек, как о реальных сокровищах? Да потому, что боны Батьки Махно настолько редкие, а личность самого Махно настолько популярная, что стоимость на данные ветхие бумажки сегодня составляет от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч! В то время как золотой царский червонец стоит чуть больше 400 долларов.

Конечно, я считаю, что продолжать поиск золотой казны Батьки Махно стоит и дальше, но похоже, кто-то реальные сокровища уже нашел!

Почему правда о копателях всегда на стороне «оффициоза»?

 

Проблемы кладоискательства и археологических раскопок поднятые мною в теме «КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНЫ, УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ, МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ» зацепили за живое не только реальных копателей, но и вторую сторону — людей причастных к официальной стороне археологии.
Мне вменили в вину, что я своими публикациями поощряю черную археологию.

Задача моего блога — не поощрять неофициальных копателей (я умышленно не употребляю понятие «черных», потому что классифицикация археологов на черных и белых напоминает мне времена охоты на ведьм), а раскрыть для них все аспекты копательства и уберечь от совершения ошибок, которые могут привести к тяжелым последствиям (криминалу и следствиям).
Человек должен делать осознанный выбор на основе имеющихся у него фактов и критериев оценки. А простым немотивированным запретом официальная археология ничего не добьется.
Ведь наряду с множеством отрицательных моментов — нарушением исторического слоя, целостности комплекса, логики и статистики захоронения материала, существует и несколько положительных моментов в том, что находки попадают не в пыльные хранилища музеев, а в свободную продажу.
Во-первых, о находках узнают многие коллекционеры, нумизматы, исследователи, которые в силу тех или иных причин не имеют доступа к информации о новых находках официальных археологических экспедиций.
Отсутствие этой информации объясняется следующими причинами:
- официальных исследований крайне мало;
- результаты этих исследований — не публикуются, или публикуются только «правильные выводы» по результатам исследований;
- нет фотографий найденных экспонатов в открытых специализированных источниках в интернете.
Все же найденное копателями попадает в интернет чуть ли не в режиме реального времени.
Во-вторых, найденные материалы позволяют формировать серьезнейшие коллекции национального и международного уровня. А ведь наука нумизматика до революции и развивалась в основном из собирательства.
В-третьих, опубликованные находки неофициальных копателей позволяют всем проводить научные исследования на основе представленного материала.
Мои «научные» наработки по материалам из нумизматических аукционов представлены в работах «Об одной экстраординарной монете Ольвии. Весовые нормы борисфенов», «Античные монеты Ольвии. Дифференты на монетах — Борисфенах», «Античные монеты Керкинитиды. Реальные культурные ценности Украины»,
В это же блоге вы можете ознакомиться с другими моими работами. Я знаю большое количестов «неофициальных» копателей и коллекционеров, которые проводят реальные научные исследования, результаты которых публикуют в реальных научных трудах, на основе «неофициальных» коллекций и находок.
Даже у «официальных» академиков от нумизматики в работах 2009-2013 гг. большинство ссылок на раритеты имеют надпись «из частной коллекции».
Оценивать научность и новизну данных статей не мне, да и вряд ли кто-либо из реальных научных работников эти статьи когда-либо прочитает.
Написаны они для коллекционеров-практиков и дилеров, торгующих нумизматикой.
Вот их положительные отзывы меня более всего интересуют.
И именно они «голосуют кошельком» покупая все эти предметы, и платя деньги за книги, в которых даются реальные рекомендации а не философствования на околоархеологические темы.

А теперь я предлагаю высказать свое мнение от «официальных» источников.
Что они думают о проблемах и перспективах развития современной украинской и российской археологии?

 

Коллекционирование советского фарфора. Тренды, риски, перспективы.

Бум на коллекционирование советского фарфора сошел на нет вместе с инвестированием в коллекционные предметы вообше?
Анализ продаж за последние несколько месяцев показывает что это совершенно не так!
Посещаемость интернет-магазина по продаже советского фарфора «СОВ АРТ» выросла до 2000 посетителей в день и при этом большинство из них — уникальные посетители.

Коллекционирование фарфоровых статуэток и вообще изделий из фарфора началось не вчера и даже далеко не в прошлом веке. Изготовление изделий из фарфора в Европе началось в первой половине XVIII века, а уже через несколько десятков лет фарфор начали изготавливать и в России.
Несмотря на то, что в дореволюционной России фарфоровые статуэтки имелись практически в каждой более-менее зажиточной семье, их количество на современном антикварном рынке достаточно небольшое и цены на них начинаясь от 300-500 долларов иногда зашкаливают за десятки тысяч!

Почему же коллекционирование советского фарфора столь популярно среди населения бывшего СНГ?
Во-первых, это высокохудожественные произведения искусства, выполненные по моделям и дизайнам известнейших мастеров русского авангарда, мирискусства и д.р.
Во-вторых, главная черта фарфора -это его хрупкость, а значит количество таких вещей, даже выпущенных серийными партиями, до нашего времени сохранилось крайне мало.
В-третьих, на руках у населения еще можно разыскать определенное количество редчайших экземпляров, что создает для коллекционеров и дилеров определенный тренд в развитии.

В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина. Творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту» соцреализм. Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискусническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л. Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич, С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок…


Вот почему советские статуэтки столь популярны как предметы колллекционирования во всем мире.

Однако
второй стороной популярности, как известно, является высокий уровень подделки сверхпопулярных вещей.

Количество подделок советского фарфора достигло на мой взгляд катастрофически высокого уровня.
Рядовой коллекционер уже просто не может отличить высококачественную подделку от оригинала. Как я уже говорил в книге «Как стать антикваром. Покупаю мусор — продаю антиквариат»:
коллекционер советского фарфора должен никогда не расставаться с лупой.

Популярность советского фарфора достигла такого уровня, что китайцы выкупили киевский фарфоровый завод вместе с формами и всеми необходимыми технологиями для воспроизводства техпроцесса изготовления статуэток в Китае. После этого китайские эмиссары выкупали образцы всевозможных статуэток для повтора.
И вот наконец мы имеем наш рынок фарфора переполненный высококачественными подделками как дореволюционного, так и советского фарфора.
Что же должен делать коллекционер если хочет приобрести редкую статуэтку советского фарфора?

Во-первых, приобретать редкие вещи необходимо у проверенных продавцов с хорошей репутацией:
во-вторых, прежде чем покупать дорогостоящий предмет, рекомендую посетить выставки советского фарфора в музеях и «набить» глаз на оригинальных вещах;
в-третьих, обратитесь за экспертизой к специалистам, например галерея «СОВ АРТ».

Однако самый надежный способ узнать все об антикварном предмете — это попытаться его продать!
Выставьте статуэтку, которую желаете приобрести на обсуждение на один из антикварных форумов с предложением о продаже, и вы узнаете все ее недостатки из «первых уст».

Необходимо подчеркнуть, что в коллекционировании фарфоровых статуэток, советский фарфор занимает далеко не мономольное место.
О редких клейман на работах французских и немецких мастерских читайте в статье Клейма и марки на французском фарфоре и керамике .

Несмотря на все перечисленные выше угрозы связанные с коллекционированием и инвестированием в советский фарфор, эта тема является достаточно интересной в плане инвестиций и предоставляет большие возможности для вдумчивого и начитанного коллекционера-инвестора.

Продажа «переделок» и формирование «комплектов» — новые тренды в мошенничестве на рынке фалеристики.

Продолжая пост «ТОРГОВЛЯ ПОДДЕЛКАМИ – ГЛАВНАЯ УГРОЗА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ АНТИКВАРИАТА. Часть І. Продажа новоделов» предлагаю рассмотреть продажу переделок и формирование комплектов, как новые направления в мошенничестве с антиквариатом.

Переделка – это подделка, выполненная на основе оригинального предмета с внесением в его изменений, значительно увеличивающих стоимость первоначального объекта.

Примеры данного вида мошенничества:
Например, перерезка номера на ордене боевой Славы III степени с номером 111.000. Путем добавления всего лишь одной горизонтальной черточки она превращается в орден боевой Славы II степени с номером 41.000. Легкая позолота внутреннего пятаки и вуа-ля! Разница составляет 200 долларов США. Отличить практически невозможно.

Перерезать могут также буквы и даты на монетах, создавая из обычных монет раритеты. Например, еще в Советском Союзе 20 копеек СССР 1978 г. легким движением штихеля превращали в 20 копеек 1973 г., всего лишь изменив одну цифру. Разница составляет 1.000 долларов США.

Топ-10 по переделкам наград СССР составляет:

1. Орден Боевого Красного Знамени – из обычного в вариант с номером «2» или даже с номером «3».
2. Орден Трудовой Славы III степени в вариант Ордена Трудовой Славы II – главное подобрать правильные номера и положить нормальную эмаль.
3. Орден Боевой Славы III степени в вариант Ордена Боевой Славы II – главное подобрать правильные номера и положить нормальную позолоту.
4. Орден Знак Почета в Орден Почета – требует изготовления дополнительных элементов, но технология давно реализована.
5. Орден Знак Почета вариант подвесной – в вариант на закрутке.
6. Орден Трудового Красного Знамени вариант подвесной – в вариант на закрутке.
7. Орден Красной Звезды в вариант ГосЗнак, МонДвор.
8. Все ордена в вариант «Дубликат».
9. Медали За Доблестный Труд и За Трудовую Доблесть – в вариант на треугольной колодке.
10. Медали За Отвагу и За Боевые Заслуги – в вариант на квадратной колодке колодке.

Переделками могут являться антикварные изделия XIX века производства стран западной Европы прошедшие переклеймовку на популярные российские ювелирные фирмы: Фаберже, Овчинников, Сазиков и т.д.
Предпосылки данного мошенничества:
- продажа из рук в руки;
- основной предпосылкой является разница между рядовым предметом и коллекционной ценой редкой монеты или награды или другого коллекционного предмета;
- невозможность проведения сравнительной экспертизы в ввиду отсутствия времени;
Методы предотвращение преступления:

Совет №428.
Обязательно сравнивайте предложенный для покупки объект с эталоном, в котором вы уверены на 100%!

Очень хорошим подспорьем может служить выставление на обсуждение на форуме или сравнение с эталоном на сайте www.mondvor.narod.ru

Продажа комплектов.
Комплект – это собранные случайным образом настоящие объекты коллекционирования? маскирующие включенную в данный набор подделку. В качестве подделки может выступать как новодел, так и переделка.
Примеры данного вида мошенничества:

Август 2012. Луганск, Украина.
Центральный рынок. Одному из скупщиков приносят комплект медалей за «Взятие» и «Оборону» включающий медаль Ушакова. Все награды настоящие, кроме последней.

Обращаю ваше внимание, что стандартным приемом формирования комплектов является комплектация набора документами с реально присутствующими наградами плюс допечатанных два ордена, один из которых (как правило, последний в списке) является настоящим. Его задача прикрыть предыдущую подделку.
Иногда в комплекте все объекты могут быть натуральными, но ценность объекта заключается в количестве награждений на одного человека. Например – три Красных звезды или четыре медали за Отвагу на одного человека.
Предпосылки данного вида преступления:
- отсутствие возможности проверки правильности комплекта;
- основной предпосылкой является разница между ценой на отдельные предметы и коллекционной ценой на комплект наград;
Предотвращение преступления.

Совет №429.
Особенно пристальное внимание уделяйте самой дорогой вещи в комплекте!

Зачастую именно она является поддельной. Для проверки продавца предложите ему продать комплект без главного, самого дорогого объекта, а этот объект сфотографировать и купить после экспертизы. Если он знает о том, что это подделка он никогда не согласится на такой шаг.

Совет №430.
Всегда проверяйте комплект награждений через архив для избегания риска покупки поддельных комплектов!

Следует подчеркнуть, что в особо серьезных случаях мошенники готовятся к проведению операции очень серьезно. Например, покупают документы на настоящий орден Ушакова 2 степени. Изготавливают под него копию в «родных» металлах (золото, серебро, стекловидная эмаль), с правильным номером и отменного качества. Даже представляют провенанс от реальных владельцев с телефонами и подтверждением. И уже на такой комплект ищут покупателей!
Возможно у вас есть свои истории по организации мошенничества с объектами коллекционирования.
Будем рады услышать их от вас, поделитесь, помогите коллекционерам не стать жертвами обмана.

ТОРГОВЛЯ ПОДДЕЛКАМИ – ГЛАВНАЯ УГРОЗА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ АНТИКВАРИАТА. Часть І. Продажа новоделов.

В случае торговли подделками полет фантазии мошенников безграничен.
Cуществует три вида торговли подделками:
1) продажа новоделов.
2) продажа переделок из настоящих объектов.
3) продажа комплектов.

В этом посте я умышленно избегаю примеров с продажей поддельной живописи – их бесчисленное множество. Торговле подделками картин можно посвятить отдельную книгу. Здесь же мы остановимся на наиболее распространенных объектах коллекционирования, таких как нумизматика и фалеристика.

Продажа новоделов.

Новоделом называется подделка настоящих монет, орденов или медалей, выполненная абсолютно с нуля. В книге «Как стать антикваром. Покупаю мусор – продаю антиквариат» я уже останавливался на этой теме. Теперь же хочу заострить ваше внимание на следующих моментах позволяющих предотвратить угрозу покупки поддельной вещи.

Подделки золотых монет, выполненные в техники литья под высоким давлением, представляют достаточно большую сложность для определения подлинности.

Технология установления подлинности должна быть следующая:
- проверьте соответствие веса монеты с указанным в каталоге. Отклонение от номинала для монет 19-20 веков не может быть больше, чем 0,02 грамма;
- проверьте диаметр монеты и главное ее толщину. При подделке монеты из низкопробного золота, мошенники диаметр монеты и вес оставляют номинальным, но для сохранения веса приходится увеличивать толщину монеты. Вы же помните что ρ=m/v , т.е. плотность равно отношение массы к объему. Так, как плотность изменять еще никто не научился (иначе бы они делали золото из свинца!), мошенникам приходится изменять объем монеты, за счет изменения толщины. Увеличение толщины монеты на глаз можно заметить по увеличению расстояния между гуртовой надписью и краем гурта монеты.

Потренируйтесь в определение подлинности монет на примере золотых червонцев России 1899-1903 гг. Это наиболее доступный способ найти подделки, так как среди данного вида монет, количество поддельных составляет 25-30% от общего количества;
- проверьте наличие микрорисунка на изображении монеты (например вертикальных полос на гербе под Св. Георгием на тех же золотых червонцах России 1899-1903 гг.);
- проверьте наличие штемпельного блеска на поле монеты (возникает при уплотнении поверхностного слоя металла во время чеканки). Он обязан оставаться хотя бы во впадинах между буквами (туда не достает механическое воздействие при использовании монеты в обороте);
- проверьте поле монеты на критерий однообразности (поддельные литые монеты плывут – т.е. имеют непараллельную поверхность по всему полю).

Топ-10 новодельных золотых монет:
1. Золотые монеты России номиналом в 10 рублей 1899-1911 гг.;
2. Золотая монета 5 рублей 1899-1903 гг.;
3. Золотая монета США 20 долларов 1894-1907 гг. вариант с изображением «Свободы».
4. Золотая монета Австрии 4 дуката 1915 г.
5. Золотая монета Великобритании 1 соверен Георга V.
6. Золотая монета России 15 рублей 1897 г.
7. Золотая монета России 7,5 рублей 1897 г.
8. Золотая монета России 1 рубль 1757 г. (дворцовые деньги).
9. Золотая монета России 10 рублей Александра III (1883-1894)
10. Золотая монета России номиналом в 25 рублей 1876 — реальный тираж (100 штук)!

Следует подчеркнуть, что все указанные новоделы выполнены на высоком профессиональном уровне и требуют очень тщательной экспертизы при закупке.
Предпосылки успешности данного преступления:
- продажа из рук в руки. Деньги нужны прямо сейчас. Цена дешевая – нет времени на экспертизу;
- основной предпосылкой является разница между стоимостью золота и коллекционной ценой монеты или награды;
Методы предотвращение:
- организация тщательной экспертизы монет;
- сравнение технических параметров с оригиналом.

Возвращаясь к фотографии редкой монеты СССР 20 копеек 1958 г. на титуле — обратите внимание на плывущее поле, на плывущий катн монеты, на общую шероховатость. Даже если вы не являетесь экспертом в нумизматике, все эти критерии вас должны насторожить.

Если у вас возникли сомнения в подлинности объекта коллекционирования хотя бы по одному критерию – используйте главное правило антиквара:

Совет №318.
Все сомнения в пользу сомнений!

КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО. ЗАКОНЫ, УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ, МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ

Встpечаются два мужика:
- Хоpошо бы найти ОГРОМHЫЙ клад и весь из говна!
- А почему из говна?
- С каким удовольствием я отдал бы 75% госудаpству!

Кто из ваших знакомых не мечтает найти клад? Если вы имеете причастность к антикварному бизнесу или коллекционированию – у вас таких знакомых огромное количество. Ведь кладоискательство — это не игра в лотерею (где выиграть практически невозможно), это гарантированный доход. Может быть, именно поэтому в СНГ процветает индустрия торговли устройствами для поиска металлических предметов.

Мечтой о находке клада заражены не только люди с небольшим доходом, но и олигархи. Один мой знакомый, серьезный киевский бизнесмен с миллионными оборотами (в долларах), тем не менее, тоже озабочен проблемами поиска клада, который его предки закопали в Харьковской губернии.

Однако, как оказалось, в нашей стране найти клад еще не самое главное. Главное суметь превратить его в наличные денежные знаки. Именно на этом вопросе мы и сконцентрируемся в этом разделе книги.
Прежде чем перейти к анализу поведенческих моделей нашедшего клад, разъясним законодательную основу этого деяния. Как и многие другие действия, касающиеся антикварного бизнеса и процесса коллекционирования, процесс превращения клада в наличность в нашей стране законодательно до конца не урегулирован. Практически все сайты и форумы, посвященные кладоискательству, ошибочно ссылаются на ст. 140 Гражданского кодекса Украины. Акцентирую ваше внимание, что это был кодекс УССР и его действие отменено в 2004 году принятием нового Гражданского кодекса Украины. В нем кладам посвящена статья 343 ГК Украины «Приобретение права собственности на клад». Согласно определению Гражданского кодекса – «сокровищем является закопанные в земле или сокрытые иным способом деньги, валютные ценности, другие ценные вещи, собственник которых неизвестен или по закону утратил на них право собственности». Аналогичная статья 233 «Клад» имеется в законодательстве РФ.

Статья 193. УК Украины гласит: «присвоение лицом найденного или случайно оказавшегося у него чужого имущества, которое имеет особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а также клада, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев».
Более подробно законодательство РФ и Украины о кладах читайте в бонусе №3 «Что нужно знать антиквару о кладах».

Итак, вы нашли клад… Подождите радоваться. Что с ним делать?

Вариант №1 (официальный). Вы должны сдать клад в уполномоченный орган государства и получить за него вознаграждение, согласно действующего законодательства. А какое вознаграждение, в каком размере? Все поклонники фильма «Бриллиантовая рука» отлично знают, что это 25% от суммы оценки клада. В современном законодательстве предусмотрена «несколько» иная цифра – до 20% от стоимости оценки. При этом 2% тоже попадает в эту шкалу. Как и кто определяет, сколько процентов необходимо выплатить нашедшему клад – доподлинно неизвестно. Известно точно – историческая ценность предметов содержащихся в кладе в зачет не идет.
Подробное описание процесса получения «вознаграждения» хорошо описан в статье «Cтоит ли сдавать клад государству?», Украина Криминальная 21.05.2013. http://cripo.com.ua/?sect_id=7&aid=155615

Если коротко, то механизм следующий:
1) после обнаружения клада вам необходимо вызвать сотрудников полиции (милиции);
2) они должны составить протокол, описать находку, занесли в журнал учета информации и выдать вам талон-уведомление о регистрации и копию протокола осмотра;
3) эксперт криминалист должен выяснить характеристики исследуемых изделий, представляют ли они историческую и культурную ценность, и самое главное – какова их нынешняя рыночная стоимость;
4) для этого он должен обратиться в уполномоченную организацию для проведения экспертизы на предмет исторической ценности;
5) эксперт музея сделает заключение об исторической ценности и вернет его эксперту-криминалисту;
6) если предметы из драгметалла (золото, серебро) необходимо проведение дополнительного металлографического исследования, которое проводится пробирной палатой. Официально полиция (милиция) эту экспертизу оплатить не может, поэтому лучше вам оплатить ее самостоятельно!;
7) оценят ваши золотые монеты в лучшем случае по лому, т.е. ни о какой исторической или художественной ценности при выплате «вознаграждения» речь не идет;
8) найденный клад положено передавать в Госхран, но законодательно не описано кто конкретно должен выплачивать вознаграждение;
9) в Украине ответ на вопрос о выплате не известен ни министерству Финансов ни премьер-министру. Во всяком случае, ответов на официальные запросы по этому поводу они не выдают.
10) государственная налоговая служба также не наделена полномочиями по выплате вознаграждения за переданный государственному органу или органу местного самоуправления клад, который является культурной или исторической ценностью.

Таким образом, как вы видите, механизма выплаты возмещения за сданный клад фактически и юридически не существует, как и не было фактов таких выплат за время независимости Украины (23 года)!

Вариант №2 (реальный).
Вы, рискуя и нарушая действующее законодательство (как и тысячи других копателей), распродаете свою находку через черный рынок, тем самым разрушая научную и исторические составляющие клада и препятствуя развитию исторической науки, которая ввиду отсутствия реального материала, и без того развивается чисто вербально!

В чем же заключается риск того, кто нашел клад?
Во-первых, вас могут реально привлечь к уголовной ответственности сотрудники правоохранительных органов. И интерес их вовсе не в защите засыхающей исторической науки.
Во-вторых, не имея опыта, в продаже кладов вы рискуете стать объектом для атаки со стороны криминальных структур.
В-третьих, неправильно организованная распродажа клада, повышает вероятность обмана со стороны «профессиональных оценщиков» и псевдо-дилеров.

Какие рекомендации можно дать по этому поводу?
1) Никому не раскрывайте факт обнаружения клада, особенно друзьям и родственникам. Помните, что враги не предают – предают друзья.
2) Тщательно задокументируйте находку – сделайте качественные фотографии, описание и т.д., возможно это в дальнейшем увеличит стоимость продажи ее отдельных элементов.
3) Разделите клад на несколько (5-7) составляющих частей и храните их в различных местах (удаленных от вашего места проживания).
4) Выберите среди объектов находки наиболее рядовые (часто встречающиеся).

Совет №537.
Редкие или интересные на ваш взгляд вещи стоит продавать в самый последний момент, когда вы уже научитесь разбираться в принадлежащем вам материале.

5) Проведите максимальное количество консультаций по выбранному объекту. Выставьте его на соответствующие форумы для обсуждения.
6) Попытайтесь продать один объект, выясните какова максимальная цена, на которую вы можете рассчитывать, механизмы оплаты и т.д.

Принимать решение о механизмах и ценах продажи естественно – вам, но необходимо четко осознавать, что:

Совет №538.
Продажа клада в одни руки может увеличить стоимость его содержимого на 20-30%, но при этом значительно увеличивает риски, связанные с продажей.

Еще один немаловажный вопрос – это вопрос принадлежности клада. В комментариях к ст. 233 ГК РФ указано, что «при обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».
Специальное правило регулирует другую ситуацию, а именно случай, когда клад был обнаружен лицом, не являющимся собственником земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт. В этом случае право собственности на него приобретают два лица: лицо, которое является собственником упомянутого имущества, и лицо, обнаружившее клад. Тем самым клад становится их общей долевой собственностью (п. 2 ст. 244 ГК РФ),
Т.е. прежде, чем стараться в поисках клада нужно четко понимать с кем вам придется в дальнейшем делиться, если собственник еще захочет с вами делиться!
Аналогичная ситуация складывается и с вашими партнерами по находке клада. Вы друзья, пока у вас нечего делить. Как только вы реально найдете клад – вы обретаете в лице друга в лучшем случае конкурента, в худшем – врага. Вашего «партнера» по находке клада следует расценивать как реальную угрозу. И относиться к этой угрозе соответственно.

В подтверждение этого тезиса приведу всего лишь несколько строчек из блога копателей:
02.12. 2010 http://forum.violity.com/
viewtopic.php?t=308131&sid=4f9561610a97c1cd464ce5e529fc12fc:

Охотник 1972: Один весельчак чуть не оторвал палец товарищу, когда тот выкопал три совковые копейки, и они блестнули на солнце. Потом, мол, извини — не разглядел. А что было бы, если б там был кувшинчик?

Uranus: За 2 года такая статистика вырисовывается — на 10 новых знакомств, 5 неудачных, 5 удачных. С одним даже разок поехать покопать не получилось, сказал по телефону, куда будем ехать, что там попадалось, набили стрелку, так он сам рванул туда и больше не появлялся!

Совет №539.
В случае совместного поиска – заранее оговаривайте условия раздела найденного.

Какие советы можно дать тем, кто занимается «копательством»?
1) Не копайте на полях вдоль дорог, там, где вы можете быть обнаружены с проезжей части;
2) не копайте вблизи зарегистрированных археологических объектов и предыдущих раскопок;
3) не копайте в местах, отнесенных к памятникам культуры и историческим объектам;

Совет №540.
Если при задержании сотрудниками правоохранительных органов у вас будет обнаружены объекты возрастом старше 100 лет, это однозначно послужит основанием для уголовного преследования по ст. 243 УК РФ.

4) при активном поиске не храните при себе ничего из старинных материалов.
5) не копайте в темное время суток;
6) не вступайте в конфликты с местными жителями, это может закончиться трагически для вас или для них, отчего вам легче не станет;

Рекомендации о правильной линии поведения при проведении в отношении вас оперативных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов – читайте в книге «Безопасность антикварного бизнеса. Семь раз прикинь — один раз кинь».

Возможно ваш опыт копателя значительно превосходит опыт автора этого поста. Выскажите свое мнение. Дайте рекомендации. Помогите другим копателям.

Как не стать жертвой обмана «профессиональных оценщиков» антиквариата. Практические рекомендации.

Сегодня прочитал пост «Что такое аукционный эстимейт».
Довольно поучительная статья, рекомендую ознакомиться.
Но антиквара-практика или обычного человека, разыскавшего антикварный предмет у себя в гараже, подвале, на чердаке, интересует вопрос как реально сформироать эстимейт при продаже этого предмета на аукционе. Как не стать жертвой обмана «профессиональных оценщиков»?

Как же начинающему антиквару сформулировать правильную цену продажи на свой антикварный предмет.
Должен сказать что вопрос это далеко не так прост, как кажется.
В начале своей антикварной карьеры, на вопрос сколько это стоит я практически всегда получал ответ: «А сколько вы хотите?». После чего следует длинная тирада объясняющая почему этот предмет столько не стоит.
Как же установить реальную цену на ваш предмет.
Сразу подчеркну, что ключевая фраза для поиска лохов в антикварном бизнесе — это «БЕСПЛАТНАЯ ОЦЕНКА АНТИКВАРИАТА».
Все знают где бывает бесплатный сыр…
За эстимейтом можно обратиться на серьезные европейские аукционы, но для граждан СНГ (где вывоз антиквариата за пределы страны либо невозможен, либо крайне затруднен) установление эстимейта в Европе практически невозможно.

Вот несколько шагов которые следует предпринять для правильного проведения эстимейта:
Забейте в GOOGLE фразу «продать» + название вашего предмета и обязательно «купить» + название вашего предмета.
Результаты поиска дадут вам ориентировочную цену на ваш предмет. Не следует однако обольщаться самым большим ценам указанным в эстимейтах аукционов на аналогичные предметы.
Основная проблема антикварного бизнеса заключается в том, что ваш предмет не тот же самый, которые включен в аукционный каталог, а «почти» такой же! В слове «почти» зачастую и заключается проблема стоимостью в тысячи долларов. Например, монета СССР номиналом в 20 копеек 1931 года «ПОЧТИ» такая же как и 1930 года, просто стоит на полторы тысячи долларов дешевле!
Следующий шаг -
Выставьте изображение вашего объекта для обсуждения на форуме антикваров и коллеционеров.

Лучше всего для этого подходит форум Виолити.
Однако помните одно из основных правил антикварного бизнеса:
Правду вам не скажет никто.
Как правило на таких форумах вы можете услышать минимальный эстимейт на этот объект. Но и этого уже не мало.
С какой цены начинать торги на аукционе?
Скажу честно — даже у меня нет четкого ответа на этот вопрос. Существуют две проблемы, связанные с эстимейтами.
Проблема №1. Вы поставите предмет дорого и на него никто не обратит внимание. Повторные выставления этого предмета будут играть только против вас. Антиквары запоминают предметы очень быстро и больше не обращают внимание на то, что не продается месяцами.
Проблема №2. Вы поставите предмет очень дешево и он не достигнет даже половины своей номинальной стоимости.
Это может возникнуть тогда, когда продажа предмета сопровождается неправильным или некачественным описанием, плохими фотографиями или отсутствием подтверждения подлинности экпертами.

Как же преодолеть указанные проблемы?
Во-первых, провести правильную предварительную подготовку к торгам, найти ссылки на продажу аналогичных товаров на других аукционах.
Во-вторых, правильно атрибутировать и описать ваш антикварный предмет.
В-третьих, получить качественное экспертное заключение или хотя бы обсудить предмет на форуме, на который можно сделать ссылки при продаже.
В-четвертых, что не вполне корректно, но очень действенно, организовать «поддержку» торгов вашим предметом на ауционе. Вы можете возразить — но ведь это незаконно, накручивать цену на аукционе. Да, незаконно. Но почитайте форумы аукционов на постсоветском пространстве. Это делается всеми, сплошь и рядом. Даже устроителями аукционов.
Просто делать это нужно с умом. Но об этом уже вы можете узнать на наших семинарах и треннингах.
А пока — желаю вам успешного антикварного бизнеса и Нового года!
P.S. Может кто-то имеет другое мнение по формированию эстимейта? Будем рады его услышать и обсудить!

Иконы не продают. Антиквар развенчивает мифы!

Сколько раз вы уже слышали от служителей церкви, что иконы продавать — это грех. Что это не принято и богонеугодно?
Мне, как антиквару с 30-летним стажем, приходилось это слышать не одну сотню раз.
Сегодня листая журнал «ПЧЕЛА» за 1876 год!!!, я наткнулся на весьма интересную картину российского художника Кошелева из собрания П.М. Третьякова в Москве.

В середине XIX века посетители монастырей вспоминали о благодушных фигурах служек, продающих разные мелочи: крестики, четки, иконы, у входа в монастырь. В знаменитой Троице-Сергиевской лавре из таких торговцев был сформирован целый базар, там вероятно и вдохновился автор этой юмористической картины.

Не правда ли колоритная фигура монаха «отрекшегося» от мирской суеты и радостей жизни, навевает на мысль о том, что не так уж и трудно им было нести их схиму?
Обратите внимание на задний план картины. На ней мы видим картины и иконы на религиозную тематику. Церковь всегда продавала иконы. Продает и сейчас.
Именно поэтому, я, как антиквар, отстаиваю мысль о том, что ничего греховного в продаже икон нет и быть не может.
По крайней мере в рамках русской православной церкви.

Название коллекционеров. Страшнее и смешнее не придумаешь.

Интересно кто именно придумывает названия различным видам коллекционирования, например — филогамисты, перидромофилы?
Как же должен выглядеть коллекционер, если его так называют?

Привожу эту статью из блога «Виолити» без изменений.
Популярные виды коллекционирования.

Коллекционирование – это очень увлекательное и популярное хобби, которому настоящие любители посвящают все свое свободное время. Это довольно древнее увлечение человека, основой которого является не только собирание однородных объектов, но и систематизация их по определенным критериям. Сейчас коллекционеры все чаще удивляют своей фантазией и разнообразием экспонатов. Некоторые собирают даже нематериальные вещи, например, анекдоты.

Все направления коллекционирования разделяются по тематике собираемых предметов. Но в каждой категории есть наиболее известные и менее встречаемые разновидности этого хобби.

К примеру, существует шесть видов коллекционирования денежных знаков и похожих предметов. Самые распространенные объекты собирательства в этом сегменте – это старинные монеты (нумизматика) и денежные купюры (бонистика). Менее популярны предметы коллекционирования – жетоны (токенофилия), фишки казино, утратившие ценность бумаги (скрипофилия) и ценные бумаги, не имеющие статуса денег.

Некоторые виды собирания имеют подкатегории. Так, например, популярная филателия –коллекционирование знаков почтовой оплаты, подразделяется на сигиллатию (конверты), филократию (открытки), штемпелеведение и др. В сегменте коллекционирования печатной продукции можно выделить собирание календарей (филотаймия), антикварных книг (библиофилия), книжных экслибрисов (экслибристика), транспортных билетов (перидромофилия).

Очень популярным во все времена было коллекционирование разнообразной упаковки – филолидии, которое подразделяется на огромное количество видов. Например, бирофилы собирают этикетки от пивных бутылок; глюкофилы – пакетики от сахара в кафе; гелатофилы – обертки от мороженого; филуменисты – этикетки от спичечных коробков; филогамисты – бумажную упаковку от жевательных резинок и пр.

Среди коллекционеров военной тематики различают милитаристов, которые коллекционируют любые предметы военной тематики, сигнуманистов, собирающих только шевроны и форменные нашивки, и фалеристов, коллекционирующих военные награды и нагрудные значки.

Сегодня коллекционирование – это не только путешествие по истории и культуре разных народов, но и довольно прибыльное дело. Ведь каждый объект коллекционирования является своего рода денежным эквивалентом. И все чаще коллекционеры выбирают более ликвидные категории собирательства, преследуя при этом меркантильные соображения. В любом случае собираемые предметы должны приносить радость самому коллекционеру, делая жизнь интереснее.

Из Парижа с любовью! Коллекционирование декоративных тарелок.

Какой сувенир привезти из зарубежной поездки? Аленький цветочек, чудище заморское или экзотическое заболевание, каждый выбирает сам. Маленькая эйфелева башня на память о Париже, купленная у нигерийцев за 2 евро — 3 штуки, выглядит несколько банально.
Лично я из каждой поездки стараюсь привезти декоративную тарелку с изображением какого-либо места, понравившегося в этом городе.

Какие же тарелки стоит покупать на память о поездке?

Вы скажете — что за вопрос, а разве тарелка — тарелке рознь?
Таки да!

Вот что можно приобрести зайдя в любой ларек или сувенирный магазинчик в любом туристическом городе мира:

На мой взгляд это худшее, что можно приобрести. Почему?
Во-первых, цена таких тарелок абсолютно неадекватна. Заплатить за «свежую» тарелку 15-25 евро (в зависимости от размера) в понимании антиквара — неоправданно дорого.
Во-вторых, цветастые тарелки, содержащие много изображений, плохо работают в декоре. Гораздо лучше брать тарелки с одним изображением.
В-третьих, за такие деньги можно купить не просто старую тарелку (1950-1970 гг.), а абсолютно антикварную (конец XIX- начало XX века)!

Пример тарелки конца XIX, да еще и с портретом самого Наполеона, изображенной на фото ниже, на мой взгляд, является самым лучшим сувениром из Парижа.

Вы вполне можете задать резонный вопрос — а где же брать такие тарелки? Что-то в сувенирных лавках они не встречались!
И будете абсолютно правы. Хорошие вещи на дороге не валяются. Однако…

Прежде чем ехать в зарубежную поездку поищите в Гугле фломаркты, антикмессы, броканты в том городе в который вы направляетесь.

Это не замет много времени, посетить такое собрание, зато вы получите огромное удовольствие и наверняка сумеете подыскать что либо интересное и по приемлемым ценам.
Каков порядок цен на старые тарелки?
За красивые старые тарелки вам придется «выложить» от 5 до 10 евро (в крупном туристическом центре). И соответсвенно от 2 до 5 евро в небольшом городке. Антикварная тарелка конца XIX века потянет до 25 евро, но поверьте она того стоит.

На что нужно обращать внимание при выборе тарелок?
1. Старайтесь выбирать тарелки с изображением, которое не просто напечатано, но еще и дописано вручную.
2. Обращайте внимание на тарелки выпущенные ограниченным тиражем. Зачастую каждая из них имеет персональный номер.
3. Предпочтительны тарелки подписанные известным художником.
4. Высоко ценятся тарелки с зототым, а не с кобальтовым покрытием.
5. Интресны тарелки посвященные какой либо знаменательной дате.

Обратите внимание на тарелку с изображением Кельна в правом углу.
Такое необычное дизайнерское решение должно сразу выделять данную тарелку среди множества других.

Вы спросите, а сколько всего тарелок стоит покупать?
Ответ на этот вопрос я оставляю на ваше рассуждение.
Лично я беру только по одной тарелке из одного города. Поэтому не покупаю первую попавшуюся. А иногда заменяю уже купленную на другую, ту которая больше понравилась. А освободившуюся просто дарю.

Декоративная тарелка является недорогим, но очень приятным и безотказным подарком.

Один из моих знакомых оставляетс себе все, которые нравятся. Правда при этом возникает вопрос свободных стен!

Итак, какой сувенир везти из Парижа — решать вам, но теперь вам есть о чем подумать, прежде чем покупать китайские эйфелевы башенки!
А какие вы сувениры везете из зарубежных поездок? Поделитесь, может есть что-то и поинтересней чем декоративные тарелки?